31.10.2017

«Фестивали, подобные МАРШАКу, необходимы людям, как воздух»

Известный актер Олег Долин, режиссер спектакля «Легенда о мертвом солдате», делится впечатлениями от фестиваля МАРШАК.

Олег Долин:

Я убежден, что фестивали, подобные МАРШАКу, необходимы людям, как воздух. Особенно в России. Во всем мире театральное движение для детей хорошо развито, в Европе, например, есть маленькие независимые коллективы, которые путешествуют по городам и показывают зрителям потрясающие вещи. Россия – огромная страна, в которой тоже очень много талантливых и интересных театральных явлений. Здорово, что все это можно собрать в одном фестивале.

Есть стереотип, что существует «взрослый» и «детский» театр, но, по-моему, это деление в корне неверно. «Детский» театр отличается от «взрослого» только тем, что он должен быть еще более правдивым, еще более заразительным, поскольку внимание детей необходимо постоянно удерживать.  

На самом деле любую, даже самую сложную тему, можно решить в театре для детей и с детьми. К примеру, пересказать семилетним ребятам «Гамлета». Это можно сделать интересно и увлекательно, в то же время сохранив вечные шекспировские темы. Я убежден, что с ребенком, а особенно с подростком, нужно всегда разговаривать серьезно, «по-взрослому». Даже если мы показываем ему цирковое представление, само зерно «разговора» должно быть серьезным.

Именно этим принципом мы руководствовались, работая над спектаклем «Легенда о мертвом солдате». Мы начали обсуждать на занятиях сложные темы, и вот – ребята уже сами стали генерировать идеи. Например, стихи Маяковского, которые звучат в спектакле: они самостоятельно нашли их и принесли на занятия, заметив, что эта поэзия созвучна с пьесой Бертольда Брехта. Конечно, был и контекст: параллельно они изучали по истории Первую мировую войну. Я тоже старался «подкидывать» им идеи и направлять. Например, мы вместе посмотрели фильм «Летят журавли», трагическую историю девушки, которая, ждала своего возлюбленного, не зная, что он погиб на войне… Да, в нашем спектакле играют дети, и он рассчитан на детей. Мы используем соответствующие приемы: шутки, грим, игру… А в центре всего этого – серьезный диалог. Мы поднимаем очень взрослые и сложные вопросы. На многие из них нет ответа, но мы хотим запустить в зрителях внутреннюю работу. И в какой-то момент, сидя в зале, ты забываешь, что перед тобой ребята 13-14 лет и начинаешь размышлять и искать ответы на эти вопросы в себе самом.